Облачный сервис: от ненависти до любви 5 шагов!

Недавно мы проводили традиционный опрос наших клиентов с целью выявления уровня удовлетворённости качеством услуг Elisa.
Помимо стандартных вопросов, мы обсудили с нашими клиентами видение места ВКС в их компаниях,  прогнозы по развитию ВКС в России на ближайшее будущее. 
 
Как мы и предполагали, наши заказчики планируют и в будущем использовать ВКС, но в связи с непростой экономической  ситуацией в стране, все больше ориентируются на бюджетные  варианты: кто-то задумался о российских производителях, кто-то о программных решениях. 
 
Многие все чаще думают об облачных решениях, но отношение к облачным системам  ВКС у опрошенных так и остается неоднозначным: большинство ИТ-директоров опасаются непонимания со стороны «бизнеса» - т.е. тех подразделений компании, которые являются внутренними заказчиками ИТ-службы.   
 
А, ведь, действительно, большинство пользователей до сих пор воспринимают в штыки облачные сервисы. Порой, даже не понимая до конца, что же это значит.
 
ИТ-сервисы из облака – это не только ВКС. У нас, например, помимо облачной системы ВКС Cloud Connect, установлена система CRM «из облака».  CRM! Святая святых любой компании – база клиентов!
 
Как же «мягко» перейти всем бизнесом на решения из облака?
 
Начнем с определения. 
Что такое "облачные решения" или "облачные вычисления"? 
Обратимся к Gartner, который определяет "облачные вычисления" так:
Cloud computing as a style of computing in which scalable and elastic IT-enabled capabilities are delivered as a service using Internet technologies. 
то есть:
"модель вычислений, в которой масштабируемые и гибкие ИТ-сервисы предоставляются как сервис посредством Интернет-технологий".
 
Я знаю достаточное количество людей, для которых до сих пор это определение звучит зловеще.
 
Как же внедрить  облачные решения в своей компании, и не обрести новых врагов в лице подавляющего большинства сотрудников? 
 
Если бы мы снова начали внедрять Cloud Connect или CRM, вот с чего бы я начал и посоветовал бы коллегам:
 

1. Думать о главном! 
“Облачная стратегия” (как и любая другая), должна начинаться с формулировки бизнес целей и четкой формулировки, как именно облака помогут их реализовать. Ни в коем случае нельзя забывать о возможных рисках и анализе других решений бизнес-задачи.  Облака – лишь один из инструментов.  .  

2. Набраться терпения.  
Не ждать изменений и готовности сотрудников работать «по-новому» просто потому, что Вы объявили о начале использования новой технологии. 
Люди и процессы должны меняться и развиваться параллельно с внедряемыми технологиями, причем, постепенно. 

3. Евангелизм!
В первую очередь, необходимо развенчать миф о том, что "публичные облака" - это опасно.
Любой облачный провайдер гарантирует высокий уровень предоставления сервиса, при этом должный уровень обеспечения безопасности - это как сам собой разумеющийся факт.  Но это понимаем мы с Вами. 
Что делать? Привлекайте поставщиков. Организуйте обучающие семинары, сессии вопросов-ответов. Можно, кстати, устроить экскурсию в дата-центр.
Почему нет? 

4. Заручиться поддержкой «сверху». 
Если вы будете чувствовать, что за Вашей спиной находятся разделяющие Вашу позицию топ-менеджеры, которые требуют отчетность только из новой CRM (нет отчета о встрече с заказчиком в CRM – значит,  ее не было вовсе!),  или, например, все «летучки» проходят только с использованием облачной системы ВКС Cloud Connect) то обучающая кампания по новой облачной системе будет очень эффективной, а количество активных пользователей будет с каждым днем расти.  

5. Плотно работать с «бизнесом».
Если Вы не просто следуете моде, а  действительно хотите, чтобы облачные решения прочно вошли в жизнь компании и улучшили жизнь всем сотрудникам, к их внедрению необходимо подключать всех руководителей функциональных подразделений, а иногда, и  ключевых сотрудников этих подразделений. ИТ-служба обладает знаниями технологий, в то время как функциональные  подразделения имеют глубокое понимание бизнес-процессов. IT и бизнес могут работать вместе с целью создания лучшиих решений для макисмального удовлетворения потребностей компании.

Не к этому ли мы стремимся?

Вместо резюме 

Вообще, в последнее время большинству моих коллег, как и мне, могло показаться, что вот-вот наступит время "облачного бума", пример западных компаний как бы говорил нам, что революция не за горами. А на российском рынке этого бума так и не произошло. Почему? Хотя бы потому, что до недавнего времени высокоскоростной Интернет был недостаточно распространен, особенно в регионах. Сейчас же эта ситуация изменилась к лучшему. 
На мой взгляд, мы можем подойти к "облачной революции" лет через 10-15, и по одной простой причине: к этому времени произойдет смена поколений. 
Придут сотрудники, "выросшие" во времена использования облачных инструментов. Они будут гораздо более готовы к применению облаков в масштабе предприятия. 
 
В заключение хочу заметить, что рынок облаков (как и любой другой рынок) развивается по мере того, как пользователи начинают лучше его воспринимать, применять, не бояться, и больше понимать, что же именно собой они представляют.
 
И да. Не забывайте постоянно возвращаться к пункту 2 : ).